Лекарство от транзита

Большегрузы, движущиеся по улицам городов Сибири, создают гигантские пробки, разбивают дороги, мосты и загрязняют воздух. Но эта жуткая картина должна уйти в прошлое благодаря строительству транспортных обходов.

Дороги в будущее

— Необходимость в таких обходах испытывают практически все крупные сибирские города, — рассказал корреспонденту «РГ» первый заместитель начальника ФКУ «Сибуправтодор» Анатолий Костылевский. — Схемой территориального планирования России, утвержденной распоряжением правительства РФ от 19 марта 2013 года, на федеральных трассах Западно-Сибирского региона в период до 2030-го предусмотрено построить обходы для Омска, Новосибирска, Барнаула, Кемерова, Красноярска, Иркутска и Читы. Объездные дороги позволяют увеличить пропускную способность, улучшить условия движения автотранспорта и снизить уровень аварийности.

Яркий пример — Северный обход Новосибирска, введенный в эксплуатацию в ноябре 2011 года. С момента утверждения проекта до торжественного открытия прошло тринадцать лет. Первая очередь масштабного строительства стоимостью 9,5 миллиарда рублей и протяженностью пятьдесят километров была сдана в 2008 году. Еще 26,5 километра дороги было построено во вторую очередь. Северный обход включает десять транспортных развязок, четырнадцать путепроводов и одиннадцать мостов, в том числе внеклассный мост через Обь протяженностью 923 метра. Северный обход соединил трассы М-51 и М-53 вне границ Новосибирска.

— В среднем за сутки здесь проходит около десяти тысяч автомобилей, причем больше половины — это большегрузный транзитный транспорт, который прежде следовал по Новосибирску, — подчеркивает Анатолий Костылевский. — Кроме того, наличие хорошей дороги — современной, с цементобетонным покрытием — повысило инвестиционную привлекательность пригородных земель. Сейчас в районе Северного обхода общая площадь комплексной застройки приближается к 800 гектарам. И это на землях, которые раньше практически не использовались.

Не менее важен для столицы СФО и всего региона Восточный обход Новосибирска, строительство которого началось в прошлом году. Это дорога первой технической категории (четыре полосы с цементобетонным покрытием) протяженностью около восьмидесяти километров. Она станет дублером участка трассы М-52 «Чуйский тракт» — самой напряженной дороги Новосибирской области, соединяющей ее с Алтайским краем и Монголией. Сейчас на федеральные средства строят первый этап Восточного обхода протяженностью двадцать километров. Ввод в эксплуатацию запланирован на 2017 год.

Еще одна дорога должна пустить автомобильные потоки в обход крупного районного центра Новосибирской области — города Коченево. Участок длиной 6,7 километра обеспечит прямой выход транзитного транспорта на железнодорожный переезд. Эта дорога попроще: полотно третьей категории обойдется в 183,5 миллиона рублей. Вторую очередь строительства запланировано завершить в этом году, после чего начнутся работы на третьем этапе. Как рассчитывают специалисты, помимо прочего, этот объект обеспечит интенсификацию производственных, хозяйственных и торговых связей между соседними регионами Сибири за счет транспортной доступности федеральной автомобильной дороги М-51 «Байкал».

Узкое место

В другом сибирском городе-миллионнике — Омске — завершается строительство Западного обхода, едва не ставшего очередным долгостроем. Изначально проекту крупно повезло: его включили в план основных мероприятий, связанных с подготовкой 300-летия основания города. Аукцион был объявлен пять лет назад, и дорогу предполагали построить за два года. Однако из-за банкротства главного подрядчика — НПО «Мостовик» — работа замерла и вновь закипела только в этом году.

В сентябре на 782-м километре федеральной трассы М-51 «Байкал» открылась двухуровневая транспортная развязка, которая станет частью окружной дороги «Федоровка — Александровка» на Западном обходе Омска. Новый двадцатикилометровый участок объездной дороги строители обещают сдать ко Дню работников дорожного хозяйства, 18 октября.

Стратегический объект значительно облегчит нагрузку на городские магистрали, поскольку предназначен для транзита большегрузов с федеральной трассы «Тюмень — Омск» на трассу «Челябинск — Новосибирск», минуя областной центр. Воспользоваться новой дорогой сможет двенадцать тысяч автомобилей в сутки. Финансирование осуществляется из федерального и регионального бюджетов в пропорции 8:2.

Омские автомобилисты этого события давно ждут.

— Сейчас ситуация на подъезде к городу очень напряженная, — говорит водитель фуры Виктор Шмидт. — В пробке можно простоять полтора часа, а если впереди ДТП, то и больше. Городские дороги под колесами тысяч многотонных грузовиков полностью продавлены. Объезд пустит весь этот караван в другом направлении. А следом исчезнут многочисленные уродующие город склады и спецпредприятия.

Западный обход позволит не только улучшить дорожную ситуацию и экологию Омска, но и повлияет на безопасность движения в направлении «Тюмень — Омск», прозванного в народе «трассой смерти». Теперь узкое место, провоцирующее ДТП, станет шире. Новая дорога соединит также город с Федоровкой, где, возможно, со временем построят международный аэропорт, который начали возводить почти двадцать лет назад.

В планах властей строительство и Северного обхода.

— Эта 54-километровая дорога должна избавить мегаполис от автомобильного потока, идущего уже с другой стороны, — пояснил начальник управления дорожного комплекса регионального минстроя Дмитрий Христолюбов. — На реализацию проекта необходимо 22 миллиарда рублей. В областном бюджете таких денег нет. Тем не менее проект включен в стратегию развития Сибири до 2030 года, и мы работаем над его реализацией.

Специалисты рассчитывают построить объездную дорогу на принципах государственно-частного партнерства и не исключают, что она будет платной. Дело — за инвестором.

По словам Дмитрия Христолюбова, концепция Северного обхода, которая включает возведение двух мостов через Иртыш и Омь, семи путепроводов, уже готова, однако детально пока не проработана.

Непосильная ноша

В Кемеровской области в этом году тоже произошло знаменательное событие — началось долгожданное строительство обхода города Мариинска. Ввод в эксплуатацию асфальтобетонной дороги второй технической категории протяженностью 19,2 километра и стоимостью 3,8 миллиарда федеральных рублей намечен на 2018 год.

— Этот объект «пробивали» несколько лет, а необходимость в нем назрела и того раньше, поскольку транзитный транспорт довел до аварийного состояния не только узкие дороги Мариинска и окрестностей, но и мост через реку Кия. И его приходилось неоднократно закрывать для движения автомобилей, — уточнил главный инженер Дирекции автомобильных дорог Кузбасса Алексей Белокобыльский.

Генподрядчику предстоит построить две двухуровневые транспортные развязки с путепроводами общей протяженностью 110,3 метра и мостовой переход через Кию (его длина — 285,5 метра). Когда эта задача будет выполнена, город сможет наконец вздохнуть свободнее.

О том же самом еще с советских времен мечтают жители столицы Кузбасса, которая сегодня задыхается от нескончаемого потока фур. Весь транзитный транспорт, движущийся по федеральной трассе «Москва — Владивосток» (почти 12,5 тысячи машин в сутки) идет через центр города. Объездная дорога предусмотрена схемой территориального планирования области, и в 2012 году даже было официально объявлено, что строительство начнется в 2014-м. Но не началось. Эксперты уверены, что главная причина — в сложности работ (например, дорожникам придется возводить мост через Томь и два железнодорожных переезда), и, следовательно, — в большой их стоимости (ориентировочно тридцать миллиардов рублей).

— Иллюзий питать не нужно: сразу две объездных дороги в регионе никто строить не будет, — убежден Алексей Белокобыльский. — Но хорошо бы, пока идет стройка в Мариинске, разработать и утвердить проект обхода Кемерова, а в 2018 году и сами работы начать.

Между тем руководителям Росавтодора и Сибуправтодора поручено подготовить предложения о продолжении строительства дороги в объезд Кемерова с разработкой проектной документации в 2016-2017 годах.

— Для включения в план проектных работ на эти годы Федеральному дорожному агентству представлена информация о двух вариантах строительства: с северной стороны города и в виде продолжения Южного обхода, — сообщил Анатолий Костылевский. — сейчас рассматриваются оба варианта.

А как у соседей?

В Красноярске завершаются последние строительные работы на площадке четвертого моста через Енисей — его открытие запланировано на последние числа октября. Сейчас дорожники заканчивают монтаж барьерных ограждений и проверяют конструкцию на прочность. Начать строительство гигантского сооружения, призванного разгрузить транспортные артерии города-миллионника, планировали еще в 2009 году, однако из-за финансового кризиса старт пришлось перенести на осень 2011-го. Подрядчиком стало новосибирское предприятие «Сибмост» — компания обязалась довести объект до логического конца за сорок месяцев.

Как рассказали в краевом управлении автомобильных дорог, строительство осуществлялось методом надвижки пролетов моста с помощью уникального отечественного оборудования. Наиболее трудоемкой работой, продолжавшейся три года, стало устройство буронабивного свайного основания под опоры с помощью специализированной флотилии речных судов.

Четвертый мост в Красноярске перекинулся от улицы Свердловской на правобережье до улицы Волочаевской на левом берегу. Он имеет длину 1273 метра, шестиполосное движение и две двухуровневые развязки на правом и левом берегах, общая протяженность которых составляет пять километров.

По словам руководителя управления автомобильных дорог по Красноярскому краю Вячеслава Цышука, гарантийный срок сооружения составит не менее 25 лет. Содержание четвертого моста будет обходиться в четырнадцать-шестнадцать миллионов рублей в год. Основные траты связаны с работами в зимний период — на мосту не должно быть ни снежного наката, ни обледенения.

В первое время заехать на переправу с левого берега можно будет только с улицы Дубровинского, поэтому сейчас полным ходом идет ее реконструкция. В июле губернатор Красноярского края Виктор Толоконский обратился к подрядчику с просьбой ускорить темпы ее расширения и завершить реконструкцию, чтобы как можно быстрее «запустить движение по новой переправе через Енисей».

Кроме того, в створе улицы Волочаевской планируется построить шестиполосную магистраль с пятью путепроводами.

По словам экспертов, Градостроительный кодекс России заслуженно относит четвертый мост через Енисей к классу уникальных инженерных сооружений. Его возведение контролировалось как по линии минтранса РФ, так и оргкомитетом Всемирной Универсиады, которая состоится в Красноярске в 2019 году.

Источник: rg.ru.

admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *