Игорь Янковский: Могут ли школы «догнать» инновационную реальность?

Игорь ЯнковскийРеформу среднего образования затронули лишь поверхностные изменения, в то время как эта сфера требует серьезной модернизации. Такое мнение в издании "Новое время" высказал предприниматель Игорь Янковский.

В прошлом году украинская власть дала старт самым сложным, но при этом критически важным реформам – медицинской и пенсионной. Масштабные социальные преобразования всегда болезненны: люди не готовы принять новую реальность, а реформаторы – объяснить, в чем ее суть. Между тем, одну из сфер, которая давно требует серьезной модернизации, пока затронули только поверхностные изменения. Речь идет о реформе среднего образования.

На первом этапе реформы  адресованы, в основном, младшим школьникам: детям будут меньше задавать уроков на дом, оценки станут конфиденциальными, а теоретическая часть многих предметов уступит место практике. Такие шаги можно только приветствовать, но их явно недостаточно. Я далек от того, чтобы критиковать украинское министерство образования: так сложилось исторически, что школа остается одним из самых консервативных общественных институтов. Поэтому во многих странах реформа школ значительно отстает от динамичного «апдейта» целей и содержания университетского образования. Тем полезней, на мой взгляд, оценить удачные кейсы.

 Толчком к пересмотру традиционных учебных практик, как правило, служит осознание огромного разрыва между инновационной действительностью и школой, которая готовит не к будущему, а к прошлому.

Креативность, использование эмоционального интеллекта, умение работать в команде, готовность рисковать становятся тем минимумом, который необходим конкурентоспособной личности. Как отвечает на эти вызовы среднее образование? Прежде всего, меняется его фокус: от запоминания и механического освоения «учебного материала» в отрыве от реальности – к развитию уникальных талантов и склонностей ученика, которые пригодятся ему в повседневной жизни. Информация, которой сейчас переизбыток, сама по себе лишена практической ценности. Всегда можно «спросить у Гугла».

Проблем в другом: что именно и как спрашивать? И что делать с этим знанием потом? Не так давно в финских школах в порядке эксперимента решили ввести так называемые «мультидисциплинарные предметы» — школьники объединяются в команды, чтобы работать над проектами, используя знания из разных областей. Сами финны говорят о том, что постепенно «обучение по темам или явлениям» вытеснит «обучение по предметам».

Возьмем, к примеру, тему «питание» — здесь актуальны и химия, и физика, и биология, и экология, и домоводство. Тем более такой комплексный подход важен для гуманитарных наук. Вспомним, как изучали историю в советской школе: отличниками были те, кто лучше всего запоминал даты. Да и сейчас, прямо скажем, этот подход отчасти сохранился. Считаю, что это в корне не верно. Гораздо важнее понять суть и истинные последствия тех или иных исторических событий.

К примеру, в Средние века одним из самых значимых факторов, повлиявших на европейскую историю и культуру, были эпидемии. После двух эпидемий чумы, случившихся в 14 веке, Европа восстановила свое население только к 19 столетию. Тогда же «дали трещину» феодальные отношения. Понятно, что лучше всего об этом расскажет междисциплинарное исследование. Вернемся к финской школе. Обычно многодисциплинарное занятие длится около трех часов — учитель только направляет учеников, которые сами ищут нужные сведение в интернете, готовят доклады и демонстрируют презентации.

Интересно, что под «мультидисциплинарные предметы» меняется и физическое пространство школы. Класс становится трансформером, ведь на протяжении одного занятия ученикам могут понадобится и сцена с проектором, и мини-студия для съемки ролика, и обычные парты со стульями. Следующий логичный шаг – отказ от фиксированной продолжительности уроков.

Традиционный урок формирует представление о том, что работа заканчивается не тогда, когда достигнут результат, а вместе с прозвеневшим звонком. Необходимость соблюдать расписание и всем в одинаковом темпе выполнять одинаковые задания воспринимается как анахронизм.

«Школа в том виде, в котором она существует сейчас, с классами, уроками и переменами, появилась в период развития фабрик, — считает глава департамента образования Хельсинки. — Детей, чьи родители работали на производствах, нужно было чем-то занять. И школа учила их тому, что было необходимо будущим рабочим: слушаться начальство, жить по расписанию».

Сегодня «философия обучения» кардинально изменились. Это гибкий и открытый процесс. Децентрализация системы образования приводит к тому, что школы вынуждены конкурировать за каждого ученика: во многих странах субвенции привязаны к наполняемости классов.

Поэтому кто-то предлагает «расширенный ассортимент» предметов – от изучения еще одного иностранного языка до создания одежды для домашних животных и практикума по переработке отходов. А кто-то – приобщает учеников к профессиям будущего. Так, в эстонском Полстами школьники вместе с инструкторами НАТО собирают дроны и учатся 3D-моделированию. И это – не просто рекламный трюк. Фактически школы проходят сегодня тот путь, который раньше преодолели вузы: учителя пытаются передать ученикам не столько знания в классическом смысле, сколько востребованные в будущем компетенции.

Поэтому уже в младших классах финских школ детей учат программированию и предпринимательству, а в Эстонии – цифровым, общественным, гражданским и коммуникативным навыкам. Впрочем, «учат» — не совсем верное слово. Учитель в 21 веке – прежде всего, тот, кто создает связи (networking) и формирует социальные установки. Сегодня, впервые за всю историю развития человечества, образование, благодаря цифровым технологиям, становится по-настоящему открытым, демократичным и доступным. Научиться чему-то новому может каждый — было бы желание. А контент и формат можно найти на любой вкус: лекции TED, вебинары, онлайн-курсы, развивающие игры и тренинги, не говоря уже об открытых библиотеках.

Обычно такие учебные программы четко отвечают потребностям общества. К примеру, украинская образовательная платформа «ВУМ» совершенно бесплатно предлагает онлайн занятия по информационной безопасности, социальному предпринимательству, управлению проектами и многим другим актуальным направлениям. Как утверждают психологи, дистанционное образование дисциплинирует человека гораздо лучше, чем урок «от звонка до звонка».

Возможность выстроить индивидуальную траекторию обучения и умение сотрудничать с другими «на расстоянии» — навыки, которые стоит усвоить еще в школе. Сегодня многие ведущие кампании отказываются от офисов, а стратегические задачи решают «гибкие» междисциплинарные команды. Каким будет мир, когда нынешние первоклассники закончат школу, сложно даже предположить. Так что давайте не бояться экспериментировать.

admin