У Гриневич сообразили на троих

Как три госпредприятия монополизировали рынок доставки учебников в школы С 2014 года Министерство образования и науки Украины вывело около 23 млн грн, предназначенных на услуги по доставке учебников и пособий для школьников, на подконтрольные ему государственные предприятия. В 2017 году по этой же схеме собираются вывести еще 18,7 млн грн. Этому пытается помешать Минфин, однако более эффективным, возможно, был бы интерес Антимонопольного комитета и Генеральной прокуратуры.

После Революции достоинства три государственных предприятия в Украине фактически монополизировали рынок услуг по доставке в школы страны учебников. Это ГП "Объединение по торговле и поставке" (код ЕГРПОУ 02124551), ГП "Луганскучторгпостач" (02539625) и ГП "Ивано-Франковское государственное предприятие по торговле" (02124491). Ежегодно Минобразования направляет распорядителям бюджетных средств письма, в которых указывает, что крупные партии учебников должны доставлять только эти компании. А значит не нужно проводить открытые торги по выбору поставщика услуги – и соглашаться на ту цену, которую предложит госпредприятие.

 В 2014 году соответствующие письма были подписаны 01.08.2014 под № 1/11-12285 и 05.08.2014 под № 1/11-12467. В 2015 году аналогичные инструкции были направлены Министерством 12.11.2015 письмом под № 1/11-16451, а в 2016 году – письмом от 16.06.2016 № 1/11-7974. В 2014 году письма направлялись в государственное научное учреждение "Институт инновационных технологий и содержания образования" (34048312), а после его ликвидации – в ГНУ "Институт модернизации содержания образования" (39736985).

Именно это учреждение является распорядителем бюджетных средств по статье "доставка учебников и пособий", на которую государство ежегодно выделяет немалую сумму. Речь идет именно о централизованной развозке учебников, которые массово закупаются на госсредства. В системе Prozorro, а также в онлайн-версии Вестника госзакупок размещены многочисленные примеры документации таких закупок, в которой обоснованием для переговорной процедуры (а не открытых торгов) служат как раз письма МОН.

 

 

Почему же Министерство ограничило Институт в выборе подрядчика на транспортные услуги?

Все дело в постановлении Кабмина №181 от 11 марта 2009 года, подписанном еще премьером Юлией Тимошенко. Согласно этому документу, у министерства есть прямое право размещать заказы на печать, покупку, хранение и перевозку учебников у структур, которые находятся у него в подчинении, "в установленном законодательством порядке".

А поскольку к "законодательному порядку" относятся и внутренние приказы МОН, то такой "порядок" может легко предполагать антиконкурентные ограничения, что и получилось на практике уже при новой власти. Через такую схему на три госпредприятия начиная с 2014 года было выведено около 23 млн грн. (см. таблицу ниже).

В распоряжение редакции попало письмо Министерства финансов, из которого следует, что аппетиты у Минобразования и трех его госпредприятиях только растут: только в 2017 году здесь собираются потратить на транспортировку учебников уже около 18,7 млн грн. – почти столько же, сколько за три предыдущих года.

В соответствии с предоставленными в Минфин материалами, поставки снова должны будут осуществлять три МОНовских ГП. В состав расходов включены заработная плата, командировки, транспортные и другие расходы сотрудников ГП, аренда складов и другие общепроизводственные расходы, пишут в Минфине.

Фото:

"То есть, за счет средств, которые ежегодно выделяются в государственном бюджете на доставку учебников и пособий, фактически осуществляются расходы на содержание трех госпредприятий", — отметил в письме в Минобразования замминистра финансов Юрий Буца.

"С целью эффективного и прозрачного использования бюджетных средств предлагаем вам рассмотреть вопрос об обеспечении закупки услуг по доставке учебников и пособий на конкурсных условиях", — добавляют в финансовом ведомстве.

По сути, ведомству Лилии Гриневич мягко намекнули, что искусственное ограничение конкуренции на таком рынке противоречит закону.

Странно, что до сих пор участники рынка не обжаловали такие дискриминационные правила, а Антимонопольный комитет, Генеральная прокуратура и Национальное антикоррупционное бюро до сих пор не дали действиям руководства МОН справедливую правовую оценку. Ведь коль скоро схема действует в течение нескольких лет при минимум двух министрах, то коррупционную составляющую в ней стоило бы допускать в первую очередь.

Дополнение. Перечень закупок услуг госпредприятий по перевозке учебников

02.09.2014 http://z.texty.org.ua/deal/612621 http://z.texty.org.ua/deal/612623 http://z.texty.org.ua/deal/612622 3,1 млн грн. 2 млн грн. 2,8 млн грн.
22.12.2014 http://z.texty.org.ua/deal/632530 http://z.texty.org.ua/deal/632532 http://z.texty.org.ua/deal/632531 0,26 млн грн. 0,2 млн грн. 0,2 млн грн.
01.12.2015 http://z.texty.org.ua/deal/775730 http://z.texty.org.ua/deal/775731 http://z.texty.org.ua/deal/775729 1,6 млн грн. 1,4 млн грн. 2 млн грн.
05.07.2016 http://z.texty.org.ua/deal/848426 http://z.texty.org.ua/deal/848427 http://z.texty.org.ua/deal/848425 2,4 млн грн. 2,7 млн грн. 3,8 млн грн.
09.12.2016 http://z.texty.org.ua/deal/1078050 http://z.texty.org.ua/deal/1078156 http://z.texty.org.ua/deal/1078116 0,1 млн грн. 0,16 млн грн. 0,2 млн грн.