Парламентский комитет Дубневича хочет детенизировать рынок такси

такси ДубневичКомитет ВР по вопросам транспорта, возглавляемый Ярославом Дубневичем, разработал два законопроекта, которыми намерен урегулировать работу всех видов такси в Украине и выгнать рынок из тени. Оба законопроекта комитет рассмотрел на своем заседании на прошлой неделе. Первый законопроект предполагает внесение изменений в Налоговый кодекс, второй – в другие нормативные акты, касающиеся непосредственно работы такси.

Теневой рынок

По подсчетам парламентариев и экспертов рынка, сейчас в Украине  таксомоторными перевозками занимается около 200 тыс. человек, которые пользуются таким же числом автомобилей. Денежный оборот рынка в масштабах страны составляет более 20 млрд грн в год. Впрочем, глава Госслужбы по безопасности на транспорте (ГСБТ, выдает лицензии таксистам и контролирует их деятельность) Михаил Ноняк считает, что на самом деле цифры еще больше. Вдобавок он приводит свою статистику. "Всего выдано 60 тыс. лицензий на пассажирские перевозки, из них на такси – 21 тыс. По Киеву насчитывается 800 лицензиатов", ─ рассказывает он. Беглый поиск в интернете позволяет выяснить, что только служб такси в Киеве насчитывается более 130-140, но точной цифры не знают даже эксперты. По подсчетам самих таксистов, около 85-90% рынка индивидуальных пассажирских перевозок пребывает в тени и не платит налоги. Только 10% информационно-диспетчерских служб такси зарегистрированы в соответствии с законом и платят налоги. "В результате сложившейся ситуации бюджеты разных уровней недополучают (или вообще не получают) причитающиеся налоговые платежи, значительное количество работников официально нетрудоустроены, нарушаются требования безопасности перевозок, потребитель не получает услуг надлежащего качества и прочее", ─ говорится в пояснительной записке к одном из законопроектов. Чтобы изменить ситуацию и заставить рынок выйти из тени, депутаты и создали оба документа.

Налоги наравне со всеми

Первый законопроект о внесении изменений в Налоговый кодекс предусматривает всего два ключевых пункта: введение налога в размере 18% (размер ставки налога на доходы физлиц) для таксистов и подачу ими и диспетчерскими центрами всей необходимой информации в фискальные органы. Представители рыка таксоперевозок предлагаемой ставкой недовольны, они говорят, что смогут потянуть не более 5%. На что налоговики вполне справедливо отвечают, что это стандартная ставка для физлиц. "18% ─ это такая же ставка, как у всех", ─ отметил представитель ГФС. Если же таксистов не устраивает ставка налога на доходы физлиц, они могут перейти на систему налогообложения, которой пользуются предприниматели, в том числе – ФОПы. Впрочем, никакие ставки не помогут, если не будет субъектов, с которых фискалы смогут снимать налоги. Поэтому важней всего для налоговиков – выяснить и знать впредь, кто и при каких условиях занимается частным извозом. "Идея законопроекта в том, чтобы все участники рынка предоставляли нам информацию. Вопрос в том, будет ли это нормальная и достоверная информация", ─ сомневаются в ГФС.

Как добыть информацию

Именно на систематизацию работы частных перевозчиков направлен второй законопроект. Основная проблема – как заставить перевозчиков и информационно-диспетчерские службы (ИДС) сообщать контролирующим органам о своей деятельности и кто именно должен быть контролирующим органом. Самым обсуждаемым вариантом почему-то стали контрольные закупки, которые периодически должна проводить ГСБТ. Впрочем, логично, что никакой госорган не сможет контролировать такой огромный рынок закупками и проверками. "Мы не можем сами оценить пассажиропоток и потенциальные налоги", ─ объясняет Михаил Ноняк. К процессу хотели подключить Нацполицию, но первый замначальника департамента патрульной полиции Алексей Билошицкий сумел отбить атаку, объяснив, что у них тоже нет для этого достаточного количества человеческих ресурсов. Еще один вариант – контролировать и собирать информацию о таксистах должны фискальные органы. Но как это сделать? Один из наиболее реальных вариантов, прозвучавших во время обсуждения, ─ собирать всю информацию через ИДС, которые должны все знать о своих таксистах и их поездках. Для этого, объясняет предправления ВОО "Украинская таксомоторная ассоциация"  Андрей Антонюк, нужно создать реестры: перевозчиков, ИДС и даже реестр водителей. Администрировать реестры, по его словам, может кто угодно, но оптимальней всего, если этим будут заниматься ассоциации таксистов. "Участники рынка не против создания реестров и контроля, а у государства пусть просто будет доступ к ним. Это нормальный мировой опыт", ─ утверждает он.

Все должны быть равны

Подавать информацию в реестры и платить налоги, по мнению большинства участников заседания, должны все участники рынка, включая так называемые "автомобили по заказу", то есть такой формат такси как Uklon и Uber. "Все должны работать в равных условиях и платить налоги", ─ говорит Андрей Антонюк, мысль которого оказалась широко поддержанной участниками дискуссии. Как сообщили представители парламентского комитета по транспорту, сейчас Uber в Украине работает в неожиданном формате: он зарегистрирован как компания по предоставлению маркетинговых услуг. Представитель Uber объяснил, что они действительно не предоставляют услуги таксоперевозок, а главный офис компании находится в Амстердаме, откуда управляет всеми региональными офисами. Но заверил, что сервис в Украине более надежен и безопасен для пассажиров, чем обычное такси. "Вот вы сколько лицензий отменили за то, что машина не соответствовала требованиям безопасности, что в такси не было ремней безопасности?", ─ спросил он у главы ГСБТ. Узнав, что ни одной, он сообщил, что Uber отказался работать уже с сотнями автомобилей по этой причине. "В Uber берут всех подряд, а у нас уголовники не пройдут", — парировал Андрей Антонюк, добавив, что в классических законных такси нет машин на литовских номерах, которые никто не может контролировать и которыми грешат многие сервисы по вызову машин. Он говорит, что, например, в США Uber тоже не является сервисом такси, но там он выступает субъектом налогообложения и подачи информации, чего в Украине нет совсем. "Если Uber хочет тут работать, он должен стать украинским резидентом", ─ убежден эксперт.

Желтые номера будут

Оригинальное решение проблемы с такси придумали в Мининфраструктуры. Замминистра Юрий Лавренюк сообщил, что ведомство уже разработало проект постановления о том, чтобы всех таксистов перевести на желтые госномера. "Проект сейчас находится на доработке, если хотите, можете принять участие", ─ сообщил чиновник. Эту идею сами таксисты встретили смехом и возмущением. "Да нелегальные таксисты даже "шашки" на машину не ставят, а вы предлагаете им желтые номера ввести", ─ ответил Андрей Антонюк. Он объясняет, что уже сегодня работать таксистом официально – очень непросто. Сначала нужно стать предпринимателем, потом за 8-10 тыс. грн купить таксометр и только затем получить лицензию. При этом таксометр, по словам эксперта, сейчас на практике не используется, зато его функции отлично мог бы выполнять GPS. "Министерство не консультировалось с нами по поводу желтых номеров. Вы хотите еще больше нагрузить тех, кто и так работает легально", ─ поддержал коллегу председатель профсоюза таксистов Украины Василий Попик. На что замминистра отреагировала кратко и резко. "Хотите вы того или нет, но желтые номера будут!", ─ заверил он.

Встретимся в сентябре

Несмотря на активные прения, в целом участники заседания оказались довольными его итогами. "Главное, что этот вопрос вообще поднят на уровне профильного комитета парламента. Ведь последний раз изменения в законодательство, касающееся рынка такси, вносились в 2005 году. Мы знаем, что за день проблема не решится, но уже есть начало, нас поддерживает парламентский комитет – и это очень хорошо", ─ объяснил Андрей Антонюк. "Законопроекты не решают всех вопросов, у нас есть к ним замечания, которые мы обязательно направим в письменном виде. Но принимать законопроекты нужно, мы их поддерживаем", ─ сообщил Михаил Ноняк. В ближайшие два месяца парламентский комитет будет ожидать правки, замечания и предложения по законопроектам от всех заинтересованных лиц. Уже в первой декаде сентября, как сообщил председатель комитета Ярослав Дубневич, все эти письменные правки будут собраны воедино и оформлены в новые версии законопроектов.

 ABCnews

admin