Как Украина без единого выстрела обездвижила ВВС Хорватии

Хорватия лишилась своей единственной истребительной эскадрильи из-за того, что эти самолёты МИГ-21 некачественно отремонтировали в Украине, и теперь ВВС страны не соответствуют минимальным требованиям НАТО.

История эта началась в 2013 — Хорватия заключила договор с компанией «Укрспецэкспорт» на модернизацию 7 истребителей советского производства на сумму €13,9 млн. В дополнение к ним Загреб купил в Украине ещё 5 реставрированных МИГ-21 (все 12 истребителей летали ранее в Йемене). Минобороны Хорватии в итоге договорилось с Украиной на капитальный ремонт всех самолётов с установкой современной аппаратуры и наивно рассчитывало эксплуатировать их по 2023.

По контракту Хорватия должна было получить все 12 МИГов до 30 июня 2014. Но этого не произошло, и в октябре 2015 издание Jutarnji list сообщило о том, что Загреб за это оштрафовал Киев на $393 400.

Загреб всё же получил 7 машин в 2014, ещё 5 – на следующий год. Но вскоре в этих МИГах обнаружились опасные дефекты: были неисправны радары, комплексы опознавания и топливные системы. Тогдашний президент Хорватии Иво Йосипович приказал разобраться. Было выявлено, что «модернизированные» самолёты вовсе непригодны к эксплуатации, ибо для ремонта использовались старые запчасти из Болгарии и Алжира, о чём ничего не было сказано в технической документации украинской компании.

Хорваты утверждают, что самолёты вышли из строя всего через 3 года после их получения. В марте 2017 президент страны Колинда Грабар-Китарович побывала на базе ВВС под Загребом, где смотрела истребители. Генерал Мирко Шундов сообщил ей о том, что 8 из 12 самолётов МИГ-21 технически неисправны. И когда оставшиеся 4 машины демонстрировали главе государства, у одного из них отказал двигатель, и катастрофы удалось избежать лишь благодаря мастерству пилота.



Минобороны Хорватии собирается возвратить Украине 4 самолёта и требует заменить их на исправные. О недовольстве заказчика 5 февраля сообщило издание Jutarnji list. Как выяснили журналисты, украинский подрядчик провёл некачественный капитальный ремонт 4 самолётов с номерами 131, 132, 134 и 135 (стоимость сделки по этим машинам составила $8 млн). Про оставшиеся 8 машин журналисты сообщают, что они находятся в «очень плохом состоянии».

«Укрспецэкспорт» выступил с опровержением информации о том, что минобороны Хорватии требует заменить 4 поставленных истребителя МИГ-21бис, и отрицает все обвинения. При этом исполнитель утверждает, что никаких официальных претензий от Хорватии не получали. «Укрспецэкспорт» и вовсе перешёл в атаку: мол, конфликт между Киевом и Загребом искусственно раздувают «такие кремлёвские СМИ, как «Звезда» и «Московский Комсомолец».

«Мы вынуждены констатировать, что появление неправдивой информации обусловлено только недобросовестной конкуренцией со стороны России», — заявили в «Укрспецэкспорте», одновременно усомнившись и в правдивости сообщений Jutarnji list (почему-то обозвав его венгерским Jutarnji Vijesti, хотя оно зарегистрировано в Загребе). Кстати, этот скандал лишил украинскую компанию другого заказа – на капремонт советских вертолётов Ми-17 ВВС Хорватии. По информации издания Defender.hr, контракт получило АО «Вертолёты России».

Эта скандальная ситуация обсуждалась в ходе встречи министров обороны Хорватии Дамира Крстичевича и Украины Степана Полторака, которая прошла в Загребе в январе 2018. Полторак был вынужден признать, что контракт «не совсем выполнен» и пообещал разобраться.

Политолог Владимир Скачко считает, что неисполнение этого контракта грозит потерей наших позиций на мировом рынке: «После развала СССР Украина неплохо зарабатывала на продаже советской техники, подвергая её косметическому ремонту. Ситуация с хорватскими истребителями свидетельствует о том, что Украина может потерять даже нишу ремонтного цеха советской техники».

В Украине есть популярный бизнес: берутся советские военные самолёты (или вообще советская военная техника), ремонтируется и затем продаётся в другие страны. Спрос на эту продукцию есть, во многом, потому, что такие самолёты стоят дешевле, чем совершенно новые и современные. Поэтому продажа МИГ-21 в Хорватию — это стандартная сделка по экспорту вооружения, — полагает экономист Александр Охрименко.

«Но беда в том, что у нас ремонтом военной техники занимаются ТОЛЬКО госкомпании, где качество работы уже давно ниже плинтуса. Любой руководитель государственного военного завода больше думает об откатах и заносах, чем о качественном ремонте техники, — продолжает эксперт.-  Скорее всего, просто хорваты забыли «дать на лапу» нашим генералам и директору завода, где эти самолёты ремонтировали, и в результате была сделана халтура. А если бы дали кому и сколько просили, всё было бы хорошо. Увы, это обычная практика для Украины».

Можно сказать, рыльце в пушку у всех: и у директора завода, который ремонтировал МИГи, и у продавцов из «Оборонпрома», и генералов, которые это всё типа проверяли и контролировали.

«Скандал с МИГами не уникален и не единственный в украинской оборонке, связанный с поставками техники за рубеж. Схема уже традиционная: контракты подписываем, берём предоплату, заказ не выполняем, попадаем на санкции, позоримся… Таких случаев в истории было немало – поставки танков в Пакистан и Таиланд в разные годы, БТРов в Ирак, боевых универсальных модулей для БТРов в Иорданию и пр.», — напоминает политолог Александр Дудчак.

Причина всего этого, с одной стороны, разрыв кооперационных связей, которые были в рамках Советского Союза, и которые Украина так и не смогла заместить. С другой стороны – жадность, при которой невозможно отказаться от денег сегодня, хотя завтра уж точно будет скандал и требования заказчиков их вернуть.

«Если после развала Украины отечественный оборонный комплекс страдал фантомными ощущениями технического могущества, то после майдана ему на смену или в дополнение пришла паталогическая жадность, при полном отсутствии ответственности и договороспособности: деньги надо брать, пока можно их где-то взять, а расплачиваться будет кто-то другой и потом», — заключает эксперт.

Григорий Середин, издание МИР

admin